Д-р Клеменс Мария Франц фон Беннингхаузен (Германия) | ![]() |
О филопозии | |
Allgemeine homöopathische Zeitung, B. LX, S. 171 Перевод д-ра Сергея Бакштейна (Москва) |
Мы ждем, когда же появится общепринятое название у одного из самых прискорбных и распространенных недугов, который тем не менее лишен научного наименования, возможно, еще и потому, что этот недуг до сих пор считается неизлечимым с помощью медицины.
Древние греки под “филопозией” подразумевали гораздо больше того, что подразумеваем мы под пьянством, но при этом они не смешивали понятия пьянства и жажды. Однако в латинском языке нет подобной точности, и он вынужден, так же как и французский, пользоваться иносказаниями. Возможно ли вообразить, чтобы говорившим на латинском ничего не было известно о пьянстве?
Мы можем предположить, что небольшое сообщение по данной теме не будет лишним на страницах этого журнала, поскольку сама по себе эта проблема имеет огромную важность и актуальность. Никто не будет отрицать, что пьянство является серьезным заболеванием, и потому лечение этого недуга должно входить в компетенцию врача и ученого.
Воздержимся от описания этого столь часто встречающегося пристрастия, а также от его ужасающих последствий, касающихся не только самого пьяницы, но и всей его семьи. Каждый знает о них на примере своего ближайшего окружения, равно как и о том, насколько редки случаи, когда к больному, уже потерявшему здоровье и имущество, приходит слишком позднее спасение.
Только в нескольких словах упомянем о том, что известно или должно быть известно каждому гомеопату, а именно, как надо лечить пьяного пациента. Подробнее я рассказал об этом в книге “Домашний врач”.
Даже если бы это название не пришло к нам с античных времен и потому не являлось бы классическим, его следовало было бы ввести в обиход, поскольку позволительно и привычно создавать научные термины путем соединения греческих слов, тогда как с латинскими это делать не принято (разве что в порядке исключения, пример чего мы видим в неудачном слове abiturient1).
(а) Если (опьянение. — Прим. перев.) вызвано не испорченным и не смешанным с лекарственными веществами пивом: обильное питье китайского чая, а затем, по показаниям, Rhus или Nux vom.
(b) Если вызвано бренди: питье соленой воды, а затем Pulsatilla.
(с) Если вызвано вином: сначала горький миндаль, а затем Nux vom.; если кислым вином, то больше показаний для Antimonium crud.
Лишь в случае, когда пьяный лежит с багровым лицом, выпученными глазами и подергиванием лицевых мышц, назначайте поочередно каждые четверть часа Opium и Belladonna до улучшения состояния, а затем руководствуйтесь новыми симптомами.
В вышеупомянутой книге можно найти более подробные указания по лечению белой горячки, когда в первую очередь будут показаны Hyoscyamus, Opium, Nux vom. и Stramonium, но в некоторых случаях также Anacardium, Aurum, Belladonna и Thuja.
От всего вышеописанного отличается истинная филопозия, т. е. болезнь, сущность которой лежит в моральной и физической потребности вновь оказаться во власти опьянения, лишь только предыдущее отравление отступило, и тело и дух вернулись в прежнее спокойное состояние. Эта потребность неумолимо влечет больного к возобновлению приема спиртных напитков, поскольку опыт научил его, что только так, пусть на время, можно получить облегчение своего отчаянного и невыносимого состояния. Это желание выпить, которое превратилось в настоящее пристрастие, и представляет собой самую большую трудность для излечения филопозии. Несмотря на все предостережения и имеющиеся знания, пациенту в конце концов становится невозможно выдерживать состояние трезвости; одновременно с этим парализуется сила воли, которая могла бы придать ему сил и твердости принести эти начальные жертвы, без которых невозможно достичь конечных результатов. Поэтому в таких случаях врач должен решить две проблемы: сначала улучшить физическое состояние, а затем вызвать отвращение к алкоголю вообще. Касательно первой проблемы, то есть излечения физической страсти к выпивке, несомненно, сок мака (Opium) стоит во главе всех лекарств этого класса. Результаты прувингов этого мощного средства дают нам картину заболевания не только тела, но и души; никакое другое лекарство не подходит здесь в такой степени. У начинающих пьяниц повторные дозы этого лекарства дают превосходные результаты, поскольку в этих случаях достаточно не только погасить вредное воздействие интоксикации, но и вызвать своего рода отвращение к спиртным напиткам вообще.
Восток снабдил нас потрясающими доказательствами истинности гомеопатии, поскольку там среди многочисленных поедающих и курящих опиум мы никогда не встретим пьяниц. Напротив, все они проявляют выраженное отвращение к спиртному, хотя при этом щедро приправляют пищу всевозможными острыми специями, а это значит, что такое отвращение не связано с раздражением глотки.
Автору этой статьи удалось излечить несколько человек, которых можно было уже отнести к сообществу пьяниц, всего лишь давая им по две или три капли настойки опиума на один прием. Это происходило без ведома пациентов, поскольку эти люди в основном противились приему лекарств; капли добавлялись в их утренний кофе. Однако это средство, даже если отбросить его побочные эффекты, которые непременно разовьются при длительном использовании такой мощной субстанции, не обладает продолжительным действием, и поэтому, часто пребывая в компании собутыльников, наш пациент будет заново соблазнен к выпивке. Если сок опиума вначале и может оказаться полезным, его благотворное действие, как это бывает у таких лекарств, становится все слабее и короче, а со временем окончательно исчезает, даже если дозу постоянно увеличивать.
Учитывая эти трудности, мы находим спасение в диетическом средстве, которое, если давать его очень долгое время, постепенно усиливает отвращение к спиртным напиткам и ни в малейшей степени не вредит здоровью. Это обыкновенное молоко!
Каждому гомеопату известно или должно быть известно, что любой препарат, имеющий среди своих показаний отвращение к спиртным напиткам, имеет и либо отвращение к молоку, либо расстройства, связанные с его употреблением, и наоборот. Путем экспериментов мы точно установили это для Arnica, Arsenicum album, Bovista, Bryonia, Calcarea, Carbo veg., China, Ignatia, Lachesis, Mercurius, Natrum mur., Nux mosch., Nux vom., Pulsatilla, Rhus, Sepia, Silicea и Acidum sulphuricum, а что касается других, то у нас имеются основания это предполагать. Мы учитываем это, а также особенности некоторых заболеваний, при которых не переносится употребление некоторых нелекарственных, а значит, безвредных, видов пищи и напитков, и от которых наступает значительное ухудшение. В их числе упомянем только хлеб, мясо, яйца, разнообразные овощи, картофель, бобы и даже чистую воду, которые отдельные пациенты не переносят, при том что здоровые и даже больные другими болезнями не ощущают от них никаких болезненных влияний. Это можно назвать своего рода идиосинкразией в более широком смысле, которая не имеет никакого отношения к большей или меньшей степени тяжести заболевания, но знание которой имеет огромную ценность для врача, знающего, какую пользу можно извлечь из этих показаний, особенно в тех случаях, когда не хватает других полезных симптомов.
Если мы признаём, что чистое молоко от здоровых животных, получающих полноценное питание, можно без сомнения считать самой безвредной пищей, поскольку только оно служит первой и единственной пищей для нежного младенца, и что только болезненное состояние может сделать молоко непереносимым, то в таком случае, как и во многих других, мы столкнемся с противоречиями в аллопатической школе, которые были бы невероятными, не будь они установленным фактом2. При этом гомеопаты, которые лишь исследуют феномены природы, оставляя их объяснения теоретикам, ищут возможности использования этих явлений для блага человечества.
Поэтому если гомеопаты обнаружили, что ежедневное или довольно частое употребление чистого сладкого или кислого молока служит эффективным диетическим средством против филопозии, то это является результатом теории их науки согласия с природой, а такое лечение подтверждено опытом. Если мы внимательно посмотрим вокруг, то обнаружим, что человек, злоупотребляющий спиртными напитками, будь то вино или бренди, не переносит молока, и наоборот, человек, который часто пьет молоко, имеет стойкое отвращение к спиртному, и выпивает лишь один или два стакана по настоянию окружающих, да и то с большой неохотой, а после этого обычно чувствует себя дурно.
Из вышесказанного можно заключить, как удобнее всего лечить филопозию.
Прежде всего, малыми повторными дозами макового сока (Opium) надо затушить имеющиеся нарушения в организме. Если зло длилось не слишком долго и не укоренилось слишком глубоко, то для этого не потребуется много времени. Затем следует назначить молоко как основной продукт в диете, чем чаще, тем лучше: не только в супе, но и вместо кофе и в виде постоянного питья. То отвращение к молоку, которое присутствовало сначала, мы уже устранили маковым соком, а несколько малых доз Ignatia послужат для довершения желаемого эффекта3. Постепенно больной все больше будет наслаждаться здоровой пищей и утрачивать желание спиртных напитков, так что через несколько недель он приобретет настоящее отвращение к вину и бренди и теперь, спасенный физически и духовно, вновь станет полезным членом общества.
Пусть эти слова упадут на плодородную почву и внесут вклад в устранение печали и горя, которые приносит недуг пьянства в целые семьи, решив эту проблему раз и навсегда с легкостью и без больших затрат.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Abituriens — дословно с лат. “тот, кто должен уйти”, в Европе так называют выпускника учебного заведения. Со временем это слово приобрело и противоположное значение — абитуриентами стали стали называть поступающих в учебное заведение. См. прим. 1 в предисловии к “Афоризмам Гиппократа с примечаниями гомеопата”. — Прим. пер. ↩︎
- Что мы можем сказать, например, о лечении молочной сывороткой пациента с запущенной и неизлечимой формой туберкулеза, когда врач назначает конское, ослиное и особенно козье молоко, тогда как нам известно, что коза без вреда для себя ест многие ядовитые растения, яды которых переходят в молоко? В таком случае совет врача, который может показаться по крайней мере безвредным, становится неразумным и опасным. Ведь козье молоко, часто оказывающееся весьма ядовитым, лишь ухудшит течение болезни. Можно сделать такое молоко безвредным, прокипятив его, но это лишит его дополнительной лекарственной ценности. ↩︎
- Это лекарство (Ignatia) может быть особенно незаменимым и эффективным, когда при возвращении трезвости и чувства вины появляются глубокое горе, печаль и самоосуждение, что бывает весьма нередко. Это создает препятствие успешному излечению и отодвигает его. ↩︎